ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИИ
ПРАВОВАЯ БАЗА
ПРАКТИКА
NEWS ПРАКТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ среда, 18 сентября 2024 г. Wednesday, September 18, 2024 1:08:52 PM


  • Госзаказчик приобрел услуги по озеленению территории без доптребований – суды не нашли нарушений


    Опубликовано: 13 сен 2024

    По условиям закупки услуг по озеленению и содержанию мест общего пользования исполнителю следовало, в частности, посадить цветы и ухаживать за ними.

    Контролерам пожаловались на то, что заказчик не установил доптребования. По мнению заявителя, предмет закупки относится к благоустройству. Жалобу признали обоснованной. Три инстанции с этим не согласились:

    • по правилам благоустройства оно включает комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству и размещению объектов и др. Озеленение – элемент благоустройства. Доптребования же применяют при закупке всего комплекса. Исходя из техзадания заказчик его не приобретает;
    • закупаемые услуги не направлены на устройство или создание индивидуально-определенной вещи. Они нужны для поддержания нормального состояния существующих архитектурных решений.

    ВС РФ не стал пересматривать дело.

    В практике можно встретить иное мнение.

    ИСТОЧНИК: КОНСУЛЬТАНТПЛЮС consultant.ru


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Определение Верховного Суда РФ от 01_08_2024 N 302-ЭС24-1273 Определение 20 723 .docx

  • Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за июль 2024 года


    Опубликовано: 13 сен 2024

    Заказчики определяли неверный порядок оценки, пропускали заявки с недостоверными сведениями, не устанавливали национальный режим при закупках работ и ошибались при проверке уровня СРО. Подробнее в обзоре.

    Порядок оценки

    Заказчик приобретал работы по реконструкции очистных сооружений. Для оценки опыта он принимал лишь договоры на строительство и реконструкцию объектов капстроительства.

    Контролеры нашли нарушение: Положение N 2604 обязывает учитывать в том числе договоры на капремонт и снос.

    Другой заказчик допустил сходную ошибку при закупке услуг строительного контроля. Он оценивал только те договоры, по которым контроль осуществляли на объектах социально-культурной сферы. Такое условие не отвечало Закону N 44-ФЗ и Положению N 2604.

    Проверка документов участников на достоверность

    Заказчик начислил участнику баллы за подложные договоры и признал его победителем, поскольку документы содержали признаки достоверности – реквизиты, печати и подписи сторон.

    ФАС сочла действия заказчика незаконными. Суды поддержали контролеров и отметили:

    • информацию в заявках следует проверять на достоверность. Это позволяет исключить ситуации, когда недобросовестные участники пытаются победить обманным путем;
    • Закон N 44-ФЗ не ограничивает заказчика в проверке документов и сведений из заявки. Он может направлять запросы госорганам и контрагентам участника, а также использовать доступные информресурсы.

    Национальный режим при закупках работ

    Заказчик проводил закупку работ по установке дорожных камер. В извещении не установили ограничения допуска импортной электроники.

    ФАС предписала устранить нарушение. Монтируемые камеры находились в перечне товаров с ограничениями допуска.

    Отметим, Минфин, Минпромторг, Минцифры и Минстрой подход службы не разделяют. По мнению ведомств, ограничения при закупках работ и услуг не применяют.

    Совокупный размер обязательств участника - члена СРО

    Заказчик отказался заключать контракт с победителем, поскольку по данным ЕИС его фактический совокупный размер обязательств с учетом новой сделки превысил бы допустимое значение для уровня ответственности члена СРО.

    ФАС и АС г. Москвы признали отказ незаконным. Контролировать превышение уровня ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств должна СРО, а не заказчик. Участнику достаточно состоять в СРО и иметь нужный уровень ответственности.



  • Суды решили, что поломка компьютера не оправдывает пропуск срока подписания госконтракта


    Опубликовано: 29 авг 2024

    Победитель не подписал контракт в срок из-за поломки компьютера. Его признали уклонившимся. Сведения включили в РНП. Три инстанции согласились с таким решением, поскольку победитель:

    • внес обеспечение, но сделал это тогда, когда его уже признали уклонившимся;
    • не представил контролерам акт о том, что компьютер отремонтировали в 19:00 последнего дня, отведенного для подписания контракта. Он предъявил документ только в суде. С 19:00 у победителя было еще 5 ч до истечения суток, чтобы подписать контракт, но он этого не сделал.

    ВС РФ не стал пересматривать дело.

    В практике можно встретить пример, когда при сходных обстоятельствах сведения о победителе не включили в РНП. Суд учел, в частности, то, что у него был товар, значит, он готовился исполнить обязательства.


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Определение Верховного Суда РФ от 19_08_2024 N 305-ЭС24-1317 Определение 20 487 .docx

  • ВС РФ поддержал суды, которые не сочли повторный госконтракт замещающим и не взыскали убытки


    Опубликовано: 8 авг 2024

    тороны заключили контракт на поставку товара. До его исполнения контрагент сообщил заказчику, что у него нет трудовых ресурсов, чтобы выполнить обязательства, и предложил расторгнуть сделку. Контракт прекратили по соглашению.

    Заказчик закупил более дорогую продукцию, поэтому потребовал от первоначального поставщика возместить разницу в цене.

    Три инстанции не сочли повторную сделку замещающей и деньги не взыскали:

    • первоначальный контракт расторгли по соглашению, в котором указали, в частности, что взаимных претензий у сторон нет. Значит, они добровольно урегулировали все последствия его прекращения;
    • то, что убытки возникли из-за поставщика, не доказали. Из переписки сторон не следует, что он виноват в срыве сделки. Подписание соглашения означает, что причины, по которым поставщик не смог исполнить обязательства, заказчик счел уважительными;
    • в соглашении нет ни положений о том, что поставщик нарушил контракт, ни условий о возмещении заказчику убытков.

    В практике можно встретить пример ситуации, когда с поставщика взыскали спорные убытки, хотя контракт стороны расторгли по соглашению.

    ВС РФ не стал пересматривать дело.


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Определение Верховного Суда РФ от 30_07_2024 N 307-ЭС24-1352 Определение 20 683 .docx

  • ФАС: Обзор нарушений в закупках по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ за январь 2024 года


    Опубликовано: 19 мар 2024

    В проекте госконтракта установили лишнее условие, не проверили достоверность информации об опыте победителя. В корпоративных закупках ограничили конкуренцию и без обоснования отклонили заявку. Подробнее об этих и других нарушениях выявленных ФАС читайте в обзоре.

    По Закону № 44-ФЗ

    Установили лишнее условие в проекте контракта

    В проекте контракта на ремонт дороги было указано условие, требующее предварительного согласования с заказчиком состава асфальтобетонных смесей перед началом работ. Однако контролирующие органы сочли данное условие излишним, поскольку техническое задание уже определяло требования к смесям в соответствии с ГОСТом. Суды поддержали эту позицию, отметив, что контракт содержал спорное условие, но не определил процедуру и сроки согласования составов смесей, что оставило это на усмотрение заказчика (Постановление АС Московского округа от 25.10.2023 по делу N А40-180551/22-21-1404).

    Недостоверность сведений об опыте победителя

    Контрольный орган получил жалобу на неправильное определение победителя конкурса заказчиком из-за представления недостоверной информации о цене договора. Позднее выяснилось, что представленные победителем договоры содержали соглашения об увеличении цены, которые фактически не были заключены с заказчиком. Эта жалоба была признана обоснованной.

    Безосновательное отклонение заявки

    В одном из случаев, заявка участника была отклонена из-за отсутствия выписки из реестра лицензий или копии акта лицензирующего органа о принятом решении.

    Однако контрольный орган посчитал, что заявку следовало допустить, т.к. представленная копия лицензии и уведомление о продлении срока ее действия подтверждали ее действительность, что также подтверждалось данными реестра лицензий. Таким образом, участник имел необходимые права для участия в конкурсе.

    По Закону № 223-ФЗ

    Требование к опыту было ограничено по территориальному критерию

    Заказчик приобретал услуги по техническому обслуживанию объекта. Оценка опыта осуществлялась исключительно на основе исполненных договоров в зданиях определенного города.

    Контролеры признали этот метод оценки несправедливым, утверждая, что опыт работы в других городах не исключает возможности качественного исполнения договора. Суд поддержал эту позицию (Решение АС города Москвы от 22.01.2024 по делу А40-238155/23).

    Сократили число участников

    В соответствии с условиями закупки товар должен быть подлинным, не контрафактным. Это требование могло быть подтверждено:

    • письменным подтверждением производителя, как участника;
    • письменным уведомлением от производителя о возможности поставки продукции в случае, если участник является дилером.

    Участники, не относящиеся к указанным категориям, должны были предоставить:

    • документы о покупке товара, если таковые имеются у участника;
    • предварительный договор, в том числе с производителем, если продукция будет приобретена после заключения контракта.

    Контролеры признали требование предоставления таких документов излишним, поскольку оно ограничивает возможность участия в закупке, особенно для тех, кто не является производителем товара. Получение необходимого документа зависело от воли производителя и не гарантировалось.

    Без причины отклонили заявку

    Для подтверждения успешного исполнения договора, на основании которого оценивался опыт, участники должны были представить документ об его оплате, заверенный печатью банка и подписью его уполномоченного сотрудника.

    Заявку одного из участников отклонили из-за отсутствия такого документа. Контролеры не согласились с этим:

    • платежные документы подтверждают финансовые операции между сторонами. Отсутствие таких документов не свидетельствует о невозможности участником надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, заключенному по итогам конкурса;
    • подписанный акт приемки является достаточным доказательством исполнения договора.

    Отметим, что в некоторых случаях контролеры поддерживали решение заказчика об отклонении заявки при сходных обстоятельствах.


    ИСТОЧНИК: https://gkgz.ru/fas-obzor-narushenij-v-zakupkah-po-zakonam-44-fz-i-223-fz-za-yanvar-2024-goda/
    ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК  gkgz.ru.



  • Кабмин утвердил новую пятилетнюю программу по выявлению и пресечению картелей


    Опубликовано: 19 мар 2024

    Реализация мер, предусмотренных программой, позволит объединить усилия антимонопольных и правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, а также федеральных министерств и ведомств, занимающихся борьбой с картелями.

    Основные цели программы включают совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие формированию картелей, налаживание оперативного обмена информацией о фактах и участниках картелей между различными ведомствами, проведение комплексных мер по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых сферах экономики, а также при реализации национальных проектов.

    Кроме того, важными аспектами программы являются цифровизация методов выявления картелей, продолжение работы по взысканию в судебном порядке доходов, полученных в результате реализации ограничивающих конкуренцию соглашений.

    В частности, планируется запустить работу отечественной информационной системы «Антикартель». Она автоматически станет выявлять признаки нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, для тех, кто добровольно сообщит об антиконкурентном нарушении, будет улучшена процедура смягчения или освобождения от ответственности.

    Программа разработана в соответствии с Указом Президента «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Председатель Правительства Михаил Мишустин объявил об утверждении программы на совещании с вице-премьерами 11 марта.

    Он выразил надежду, что в результате эффективность конкурсных процедур и справедливость ценообразования увеличатся.

    Источник: https://gkgz.ru/kabmin-utverdil-novuyu-pyatiletnyuyu-programmu-po-vyyavleniyu-i-presecheniyu-kartelej/
    Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2024 года №512-р Программа 179 698 .pdf

  • Как проводят проверки и какой штраф грозит за нарушения в закупках у едпоставщика


    Опубликовано: 12 мар 2024

    Антимонопольная служба рассказала, по каким основаниям проводит проверки заказчиков. Также разъяснила, на что обратит внимание контролер в закупках у едпоставщика.

    Когда ФАС проведет внеплановую проверку

    ФАС проведет проверку в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в нескольких случаях. Во-первых, если жалоба содержит информацию о нарушении законодательства о контрактной системе. Во-вторых, если сотрудники территориальных подразделений ФАС самостоятельно установили такие признаки в рамках анализа закупки по жалобе. В третьих, в случае поступлении информации содержащей признаки нарушения законодательства о контрактной системе.

    Когда проводят внеплановые проверки при отозванных жалобах. 

    Территориальным органам ФАС рекомендовано проводить внеплановые проверки на основании информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Это важно для пресечения случаев злоупотребления правом отзыва жалобы по закупкам теми, кто их направляет. Контролеры проведут проверку, если отозванная жалоба содержит признаки нарушения или сотрудники территориальных органов ФАС самостоятельно установили такие признаки. Заказчика проверят внепланово, даже если у территориального органа ФАС не будет сведений о влиянии нарушения законодательства на права и законные интересы третьих лиц.

    Документ: письмо ФАС от 11.10.2023 № МШ/83640/23

    Прикладывать ли к жалобе доверенность.

    Не нужно прикладывать к жалобе доверенность на лицо, которое имеет право действовать от имени участника закупки. Жалоба подается исключительно с использованием единой информационной системы и должна быть подписана ЭЦП.

    Жалобы на электронные процедуры подаются с использованием функционала ЕИС.

    Как проверяют закупки у едпоставщика

    Территориальные подразделения ФАС в рамках внеплановой проверки закупок по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ проверят контракт по нескольким признакам. Во-первых, на соответствие едпоставщика единым требованиям. Во-вторых, на непревышение цены контракта лимитам закупки (ст. 24, пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В-третьих, на дату начала исполнения контракта. Она не должна быть ранее даты его заключения (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Проверят и соблюдение порядка проведения закупок, который установлен региональными актами или регламентами электронных площадок. Также посмотрят, соблюдал ли заказчик порядок проведения электронной процедуры, если закупал по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    О применении КоАП

    Заказчики затрудняются в вопросах назначения административного наказания. Сложные моменты также разъяснила ФАС на совещании с территориальными органами.

    По какой статье привлекут заказчика, который работает по Закону № 223-ФЗ и нарушил требования Закона № 44-ФЗ.

    Заказчика, который действует по Закону № 223-ФЗ и нарушил Закон № 44-ФЗ, когда был обязан его применять, привлекут по статье 7.32.3, части 7.2 статьи 19.5, части 5 статьи 19.8 КоАП.

    Как накажут, если не направить в ФАС информацию о включении в РНП. 

    За ненаправление или несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в РНП, должностное лицо получит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП).

    20 тыс. руб. — штраф, если не направить в ФАС информацию для решения вопроса о включении в РНП

    Как доказать, что нарушение малозначительно. 

    При малозначительности административного правонарушения заказчика могут освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Об этом сказано в статье 2.9 КоАП.

    Правонарушение может быть признано малозначительным, если соблюдено три правила. Во-первых, правонарушение совершено впервые. Во-вторых, лицо признало вину и раскаялось, а права и законные интересы участников закупочных процедур восстановлены. Кроме того, выданное предписание должно быть исполнено.

    Кто отвечает за неверное описание объекта закупки, заказчик или уполномоченный орган. 

    Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов либо решениями о наделении их полномочиями (ч. 10 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). Важно, что лицо подлежит ответственности только за правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5, 2.1, 2.4 КоАП). Вопрос о наличии состава административного правонарушения решается уполномоченным должностным лицом в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. Статья 26 Закона № 44-ФЗ не содержит исключение, которое освобождает от ответственности за нарушения в описании объекта закупки уполномоченный орган.


    ИСТОЧНИК: https://gkgz.ru/kak-provodyat-proverki-i-kakoj-shtraf-grozit-za-narusheniya-v-zakupkah-u-edpostavshhika/
    Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.



  • Вебинар от 29.11.2023 "Правоприменительная практика контрольных (надзорных) органов"


    Опубликовано: 11 дек 2023

    Вебинар от 29.11. 2023 "Правоприменительная практика контрольных (надзорных) органов"

    Источник: Навигатор контрактной системы http://zakupki-inform.ru/



  • Отчет Минфина России по результатам мониторинга закупок в 3 квартале 2023 г


    Опубликовано: 24 окт 2023

    Документ


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Мониторинг Минфин России 3 квартал 2023 г. (44 ФЗ+223 ФЗ) Monitoring_3_kvartal_2023 6 314 723 .pdf

  • Обзоры практики ФАС за март 2023 года: частые ошибки в закупках


    Опубликовано: 2 июн 2023

    Закон № 223-ФЗ

    Установили неверный порядок оценки заявок

    Заказчик закупал работы. Чтобы подтвердить успешное исполнение договора, который заявили для оценки опыта, участникам следовало представить документ о его оплате. Контролеры посчитали требование лишним и среди прочего отметили:

    -платежные документы подтверждают финансовые операции между контрагентами;
    -подписанного акта выполненных работ достаточно, чтобы доказать исполнение обязательств согласно условиям договора;
    -заказчик может принять выполненные работы, но не оплатить их по каким-то причинам. Отметим, в практике есть и иное мнение.

    Ограничили право на подачу заявок

    Заказчик определил в закупке антидемпинговые меры для ценовых предложений, которые ниже НМЦД на 15% и более. В числе прочего участников обязали представить вместе с таким предложением:

    -гарантийное письмо производителя с ценой и количеством товара;
    -документы о возможности поставить продукцию по предложенной цене. Например, подтверждение того, что у участника есть в наличии товар.

    Контролеры нашли нарушение и среди прочего отметили:

    -по Закону № 223-ФЗ наличие товара при подаче заявки необязательно. Участник может не быть в договорных отношениях с производителем продукции, чтобы представить подтверждающие документы. Их отсутствие не означает, что договор нельзя качественно исполнить;
    -спорное условие ограничивает возможность подачи заявок, поскольку предоставление названых документов зависит от третьих лиц. Они не обязаны отвечать на запросы потенциальных участников закупки.

    Закон № 44-ФЗ Без оснований допустили участника закупки

    Заказчик проводил строительную закупку с доптребованиями. Контролеры и суд решили, что одного из участников допустили незаконно, поскольку он подтвердил опыт договором субподряда. Они отметили: доптребования предъявляют непосредственно к участнику, значит и подтверждающие документы должны быть выданы на него, а не на третье лицо.

    Отметим, в практике есть и иное мнение.

    Требовали лишнего

    Заказчик приобретал услуги и требовал представить лицензию при подаче заявок. Контролеры нашли нарушение: подтвердить специальную правоспособность участников может, например, выписка из реестра лицензий.

     



  • Частые ошибки заказчиков по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: обзоры практики ФАС за январь 2023 года


    Опубликовано: 9 мар 2023

    В госзакупках неверно устанавливали порядок оценки заявок и составляли извещение. В закупках по Закону N 223-ФЗ отдавали преимущество опыту работы с заказчиком и вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения. Подробнее в обзоре КонсультантПлюс.

    Закупки по Закону N 44-ФЗ

    Ограничили предмет договоров для оценки опыта

    Участник пожаловался на незаконный порядок оценки заявок при закупке услуг техподдержки. По показателю “Общее количество исполненных договоров” оценивали только опыт сопровождения сайтов и порталов федеральных органов власти.

    ФАС посчитала, что потребности в конкретизации не было. Заказчик не пояснил, чем техподдержка систем федеральных органов власти отличается от подобных услуг для других заказчиков (Решение ФАС России от 16.01.2023 по делу N 28/06/105-30/2023).

    Требовали лишнее

    В порядке оценки установили перечень документов, которыми подтверждали наличие специалистов, их квалификацию. Участников обязали прилагать среди прочего копии трудовых или гражданско-правовых договоров.

    Контролеры нашли нарушение. Спорное требование не отвечало положению об оценке. По его условиям наличие специалистов подтверждают трудовыми книжками или сведениями о трудовой деятельности (Решение ФАС России от 30.01.2023 по делу N 23/44/93/13).

    Неверно составили извещение

    В извещении о строительной закупке указали все возможные виды работ из перечня, которые подрядчик должен выполнить лично.

    Контролеры наказали заказчика: некоторых работ не было в проектной документации. Извещение составили неверно (Постановление ФАС России от 18.01.2023 по делу N 28/04/7.30-3802/2022).

    Закупки по Закону N 223-ФЗ

    Выделяли некоторых участников

    В документации предусмотрели критерий оценки “Неценовая предпочтительность заявки”. Участники с опытом работы у заказчика могли заработать 5 баллов.

    Контролеры признали порядок оценки необъективным: участники с опытом поставки другим лицам не получат максимальное число баллов. Это не дает выявить лучшее предложение (Решение ФАС России от 24.01.2023 N 223ФЗ-20/23).

    Вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения

    По условиям порядка оценки заказчик вычитал баллы за факты нарушения обязательств перед ним или третьими лицами. К таким относили: односторонний отказ или расторжение договора в суде по вине контрагента, наличие претензий и уклонение от заключения договора.

    Контролеры выявили нарушение:

    • порядок проверки подобных фактов не установили;
    • наличие претензий и решений суда, которые не вступили в силу, не говорит об отрицательном опыте участника. Если ненадлежащее исполнение оспаривают в суде, процесс к моменту оценки заявок может еще продолжаться.

    Суд позицию поддержал и отметил: спорное условие не отвечало смыслу оценки заявок. Независимо от числа и характера нарушений у участников вычитали одинаковое количество баллов (Решение АС города Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-168526/22-72-966 .

    Обязывали выполнять дополнительные расчеты цены в заявке

    По условиям закупки участники включали в ценовое предложение сводную таблицу стоимости работ по формам. В ней указывали сведения в том числе о запчастях и иных принадлежностях товара.

    Участник составил таблицу не полностью, поэтому его заявку отклонили.

    Контролеры и суды нашли нарушение (Постановление АС Московского округа от 27.01.2023 по делу N А40-48345/2022):

    • по Закону N 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты и прилагать их к заявке;
    • на момент подачи заявки участник может не иметь товара в наличии и не знать о его запчастях и принадлежностях.


    Подробности: https://gkgz.ru/chastye-oshibki-zakazchikov-po-zakonam-n-44-fz-i-223-fz-obzory-praktiki-fas-za-yanvar-2023-goda/
    Источник: Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.



  • Интересная практика по Закону N 44-ФЗ: на что обратила внимание ФАС в обзорах за октябрь 2022 года


    Опубликовано: 20 янв 2023

    Требовали подтвердить членство в СРО документами, обязывали согласовывать материалы. Неправильно составляли итоговый протокол. Ошибались в выборе позиции доптребований. Подробнее в обзоре.

    Источник: КонсультантПлюс, 1997-2023


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Обзор2 53 325 .docx
    просмотреть Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) Обзор 56 505 .docx

  • Контролеры обобщили ошибки заказчиков за 2021 ‒ 2022 годы


    Опубликовано: 9 дек 2022

    Контролеры наказывали заказчиков за то, что в извещение не включали ряд сведений, поздно корректировали его, допускали разночтения в извещении и проекте контракта. Об этих и других ситуациях читайте в нашем обзоре. >> ССЫЛКА

     

    ИСТОЧНИК: НАВИГАТОР КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

     



  • Казначейство назвало самые частые ошибки при региональных госзакупках в I полугодии 2022 года


    Опубликовано: 22 ноя 2022

    Ведомство выпустило  обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за I полугодие 2022 года. В их числе ошибки при региональных закупках.



     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть _Письмо_ Казначейства России от 31.10.2022 N 07-04-05_21-271 _Письмо 621 358 .rtf

  • Видео от 06.10.2022 "Закупки у единственного поставщика. Дробление закупок - судебная и административная практика"


    Опубликовано: 19 окт 2022

    На вебинаре специалисты рассмотрят:

    - Закупки по п.4/5 ч.1 ст.93 - ограничения на сумму контракта и годовой объем закупок.
    - Понятие «дробление» закупок, критерии дробления.
    - «Одноименность» товаров/работ/услуг - когда риски заказчика максимальны.
    - Ограничения в антимонопольном законодательстве.
    - Позиция Минфина России, ФАС России при заключении контрактов с единственными поставщиками.
    - Ограничения на количество контрактов на одноименные товары/работ/услуги в течение года.
    - Что нарушает заказчик и поставщик:
    - административная ответственность,
    - признание сделок недействительными,
    - притворные сделки.
    - Судебная практика 2020 - 2022 гг.
     

    ИСТОЧНИК: Навигатор контрактной системы



  • Обзор судебной практики ВС РФ по применению законодательства о закупках и гособоронзаказа за 2022 год


    Опубликовано: 17 окт 2022

    Практика применения законодательства о государственных закупках.

    1. По смыслу частей 2 и 3 статьи 32 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обязанность заказчика дать разъяснения положений документации о закупке возникает только при своевременном поступлении запроса участника закупки.


    Подробности: https://gkgz.ru/vo-vtoroj-obzor-sudebnoj-praktiki-vs-rf-voshli-dela-po-primeneniyu-zakonodatelstva-o-zakupkah-i-gosoboronzakaza/

    ИСТОЧНИК: Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.

     

    ИСТОЧНИК: ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ http://xn--b1a4a.xn--p1ai/documents/practice/?year=2022


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2022) № 2 (2022) 938 271 .pdf
    просмотреть Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2022) № 1 (2022) 1 186 576 .pdf

  • Письмо Контрольно счетной палаты Челябинской области характерных нарушениях и недостатках, выявленных в первом полугодии 2022 года


    Опубликовано: 19 авг 2022

    Документ


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Письмо Контрольно счетной палаты Челябинской области характерных нарушениях и недостатках, выявленных в первом полугодии 2022 года нарушения 2022 2 424 200 .pdf

  • Ошибки при приемке в госзакупках: примеры из практики за 2020 – 2022 годы


    Опубликовано: 11 июл 2022

    Какие ошибки допускали заказчики, определяя условия приемки? Что можно сделать, если возник спор о качестве товара? Есть ли шанс избежать ответственности, когда опоздали с размещением данных в ЕИС? Ответы на эти вопросы в свежем обзоре.

    Некорректно определяли условия приемки в проекте контракта

    Контролеры неоднократно напоминали, что в закупочной документации не должно быть пробелов и разночтений. Так, антимонопольные органы наказывали заказчиков за отсутствие в контракте:

    • конкретных сроков приемки – Мурманское УФАС (Решение Мурманского УФАС России от 13.04.2021 по делу N 051/06/106-248/2021);

    • порядка и сроков приемки товаров, поставляемых заказчику при выполнении работ – Липецкое УФАС. При этом в отношении работ необходимые положения были установлены (Решение Липецкого УФАС России от 13.07.2020 N 048/06/105-617/2020.

    Северо-Осетинское УФАС посчитало незаконным условие о проведении экспертизы работ после их приемки (Решение Северо-Осетинского УФАС России от 16.09.2021 по делу N А486-09/2021).

    Не проводили экспертизу при возникновении спора о качестве товара

    АС Восточно-Сибирского округа не принял довод о недостатках товара, поскольку, несмотря на спор о качестве, заказчик не провел экспертизу при приемке. Суд также отметил, что товар использовали по назначению в полном объеме (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2021 N Ф02-6410/2021 по делу N А74-11818/2020).

    Воронежское УФАС отказалось включать поставщика в РНП, поскольку заказчик в одностороннем порядке составил акт об отказе в приемке и не провел экспертизу (Решение Воронежского УФАС России от 21.06.2021 N 036/10/104-640/2021).

    Несвоевременно размещали информацию о приемке в ЕИС

    О сроках размещения информации в реестре пришлось напоминать, в частности, Тамбовскому УФАС (Решение Тамбовского УФАС России от 02.03.2021 по делу N 068/06/103-55/2021) и ФАС России (Решение ФАС России от 26.10.2020 по делу N П-195/20).

    Однако в некоторых случаях заказчики избегают ответственности благодаря уважительным причинам. Так, Самарское УФАС не стало передавать материалы для возбуждения административного дела, т.к. своевременному размещению данных помешали технические работы в ЕИС (Решение Самарского УФАС России от 30.04.2021 N 21-14721-21/4, изв. № 0142200001320006984).

    Источник: https://gkgz.ru/oshibki-pri-priemke-v-goszakupkah-primery-iz-praktiki-za-2020-2022-gody/



  • Судебная практика в сфере контрактной системы: обзор правовых позиций (08.06.2022)


    Опубликовано: 9 июн 2022

    Представляем свежую судебную практику в сфере контрактной системы. Обзор правовых позиций в постановлениях Арбитражного суда Московского округа
    Подробности: https://gkgz.ru/sudebnaya-praktika-v-sfere-kontraktnoj-sistemy-obzor-pravovyh-pozitsij/

    ИСТОЧНИК:  Гражданский контроль государственных закупок  gkgz.ru.



  • Обзор практики рассмотрения жалоб ФАС за март 2022 года


    Опубликовано: 16 май 2022

    Какие трудности в госзакупках можно избежать благодаря обзору практики рассмотрения жалоб ФАС за март 2022 года

    Доптребования к участникам

    Участник закупки работ по капремонту автодорог пожаловался, что ему незаконно отказали разместить в ЕРУЗ документы о соответствии доптребованиям.

    Оператор ЭП пояснил: поскольку в этих требованиях обозначили 4 вида опыта, то каждый из них надо подтвердить. Участник представил документы только по 1 виду.

    Контролеры сочли такой отказ нарушением. Если в доптребованиях указали несколько видов опыта, достаточно обладать хотя бы 1 из них.

    Универсальная предквалификация

    По мнению заказчика, оператор ЭП неправомерно направил ему заявку участника, который не отвечал требованию об универсальной предквалификации. Дело в том, что цена подтверждающего контракта составляла менее 20% НМЦК.

    Оператор ЭП отметил: участник направил 7 контрактов, которые в сумме превышают установленный минимум.

    Контролеры с ним не согласились. Чтобы подтвердить соответствие требованию, нужно представить 1 контракт или договор с ценой не менее 20% НМЦК. Участник этого не сделал.

    Порядок оценки заявок

    Участник пожаловался, что в закупке неправильно установили порядок оценки заявок по показателю “опыт”. Заказчик принимал исполненные контракты (договоры) на услуги, которые оказывали не менее чем в 8 федеральных округах за неполные 3 года.

    Контролеры согласились с участником, поскольку:

    • порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта. Неясно, почему нельзя представить исполненные контракты на услуги, например, в 7 федеральных округах;
    • учет опыта за период, который определили в закупке, противоречит положению об оценке заявок.

    Уровень ответственности участника — члена СРО

    Единственную заявку участника признали соответствующей требованию о членстве в СРО. Контролеры посчитали такое решение незаконным, ведь уровень ответственности победителя не отвечает ценовому предложению. Это видно по выписке из реестра членов СРО.


    ИСТОЧНИК:  https://gkgz.ru/kakie-trudnosti-v-goszakupkah-mozhno-izbezhat-blagodarya-obzoru-praktiki-rassmotreniya-zhalob-fas-za-mart-2022-goda/

     



  • ФАС выявила более 8,5 тысяч нарушений в сфере госзакупок за 2021 год


    Опубликовано: 19 апр 2022

    Большая часть из них выявлена в порядке оценки заявок, а также при установлении дополнительных требований к участникам закупок.

    Об этом на пленарном заседании XVII Всероссийского форума-выставки "ГОСЗАКАЗ" рассказала и.о. начальника управления контроля размещения госзаказа и гособоронзаказа Ольга Горбачёва.


    Спикер также обратила внимание на повышение качества поступающих в службу жалоб в связи с введением электронного обжалования. Теперь ЕИС проверяет все необходимые составные элементы подаваемой жалобы, а также соответствие "универсальной предквалификации" (при необходимости). Ольга Горбачёва отметила, что в службу поступают жалобы от профессиональных участников рынка, которые хорошо разбираются в нормах закона и понимают, чем то или иное требование нарушает его права.

    Кроме того, сейчас в центральный аппарат ФАС поступает беспрецедентное количество жалоб на действия операторов электронных площадок. В этом контексте возрастает роль ГИС "Независимый регистратор". Только через неё можно предоставить юридически значимое доказательство о произошедшем сбое.

    Изменения коснулись также реестра недобросовестных поставщиков. В связи с появлением новых инструментов защиты прав поставщиков, любые сомнения трактуются в их пользу. Появилась возможность заключения допсоглашений, в которых оговариваются форс-мажорные рыночные факторы. Кроме того, в марте 2022 года появилась норма, позволяющая поставщикам избежать включения в РНП, если исполнение оказалось под угрозой срыва в связи со сложившейся экономической ситуацией*.

    В 2022 году ФАС России уже рассмотрела более 7 тысяч обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП, при этом включены в него более 3 тысяч. Ольга Горбачёва подчеркнула, что обязанность по исполнению госконтракта лежит на обеих его сторонах, в связи с чем право на защиту своих интересов не должно приводить к злоупотреблениям со стороны заказчиков.


    ИСТОЧНИК: НАВИГАТОР КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ http://zakupki-inform.ru/publikatsii-44-fz/zakupki-v-smi/fas-vyyavila-bolee-8-5-tysyach-narushenij-v-sfere-goszakupok-za-2021-god-042022.html



  • КСП Челябинской области подготовлена Обобщенная информация о результатах осуществления Контрольно-счетной палатой Челябинской о...


    Опубликовано: 11 ноя 2021

    К наиболее типичным нарушениям, выявленным Контрольно-счетной палатой за 9 месяцев 2021 года, можно отнести нарушения при исполнении контрактов требований статей 22, 34, 94, 95, 101, 103 Закона о контрактной системе, статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

    Предложения, направленные КСП объектам аудита:

    - усилить контроль за осуществлением закупок, в том числе за приемкой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

    - оформлять результаты экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, проведенной силами Заказчика;

    - обеспечить соблюдение принципа профессионализма заказчика, установленного статьей 9 Закона № 44-ФЗ, а именно: принять меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.

    ИСТОЧНИК: КСП Челябинской области http://ksp74.ru/files/auditors_reports/2021/Sum_of_info_for_9m2021.pdf



  • ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФАС РОССИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСЗАКАЗЕ


    Опубликовано: 3 ноя 2021

    Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен, чтобы предприниматели и заказчики работали в среде добросовестной конкуренции с изначально понятными и разумными правилами», - отметил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев

     

    В контрольной практике ФАС России часто встречаются нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах. Так, согласно ежегодному Докладу о состоянии конкуренции в России, в числе основных нарушений законодательства о контрактной системе (44-ФЗ):

    - нарушения в части размещения информации в ЕИС;

    - нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

    - нарушение порядка отбора участников закупок;

    - нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;

    - нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

     

    Сегодня в целях совершенствования законодательства о контрактной системе Минфин, ФАС и Казначейство России совместно подготовили «оптимизационный» пакет поправок. Как уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов, ожидается, что многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах.

     

    В частности, документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

    В целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.

     

    Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

     

    В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной (максимальной) цены для всех закупок свыше 20 млн руб.

     

    Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

     

    Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.

     

    В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.

     

    Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС. Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.

     

    В настоящий момент «оптимизационный» пакет поправок находится на завершающихся согласительных процедурах в Правительстве РФ.

     
    ИСТОЧНИК: ФАС России  https://fas.gov.ru/news/30482


  • ФАС РОССИИ КОНТРОЛЬ ГОСЗАКУПОК


    Опубликовано: 27 авг 2021

    ФАС РОССИИ - КОНТРОЛЬ ГОСЗАКУПОК

    Деятельность ФАС России, направленная на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления.

     



  • Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством во 2 полугодии 2020 года (Федеральное казначейство, июнь 2...


    Опубликовано: 26 авг 2021

    В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во 2 полугодии 2020 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС), в том числе ГРБС как ПБС.


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2020 года (Федеральное казначейство, июнь 2021 г.) Обзор 441 686 .rtf
    просмотреть Обзор за 1 полугодие 2020 года Obzor-GRBS-za-1-polugodie-2020-goda 6 557 607 .pdf

  • Генеральной прокуратурой приняты дополнительные меры по организации прокурорского надзора и обеспечению законности в сфере заку...

    14 января 2021 года издан приказ № 6 "Об организации прокурорского надзора в сфере закупок"
    Опубликовано: 2 фев 2021

    Органами прокуратуры при участии правоохранительных и иных уполномоченных органов реализуются на системной основе надзорные мероприятия по противодействию правонарушениям и защите прав граждан в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


    Мерами прокурорского реагирования с использованием полномочий по обращению в суд, возбуждению административных дел и направлению материалов в органы предварительного расследования в прошедшем году вскрыто и пресечено более 150 тыс. нарушений, связанных с посягательствами на бюджетные средства, неправомерными действиями при заключении контрактов, их исполнении и приемке выполненных работ, в том числе связанные с коррупционными проявлениями.

    В результате прокурорского вмешательства к различным видам ответственности в прошедшем году привлечено свыше 40 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено более 700 уголовных дел, судами рассмотрено и удовлетворено 1,2 тыс. исков и заявлений, принесено около 13 тыс. протестов на незаконные правовые акты.

    В целях совершенствования деятельности прокуроров на данном направлении Генеральным прокурором Игорем Красновым 14 января 2021 года издан приказ № 6 «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок».

    Приоритетными определены вопросы законности и обоснованности закупок, их открытости, целевого расходования бюджетных средств, противодействия коррупции, соблюдения конкурентных механизмов и порядка ценообразования, исполнения контрактных обязательств.

    Реализация приказа обеспечит формирование единообразной правоприменительной практики, а также применение всего комплекса прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок.
     
    Источник: Навигатор контрактной системы
     


  • В 2019 году 14 тыс. договоров по закупкам у бизнеса для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) были прекращены в одностор...


    Опубликовано: 10 мар 2020

    В 2019 году 14 тыс. договоров по закупкам у бизнеса для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) были прекращены в одностороннем порядке.

    Почти 40% из них — безосновательно. Об этом «Известиям» рассказал замглавы ФАС Михаил Евраев, заявив, что такая статистика демотивирует предпринимателей участвовать в тендерах. Представители бизнеса жалуются, что более сильная позиция госорганов в контрактах приводит к банкротствам, а независимые эксперты предложили создать реестр недобросовестных госзаказчиков.

    Несправедливо

    ФАС рассмотрела почти 13,9 тыс. случаев одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчиков в рамках 44-ФЗ в 2019 году, рассказал «Известиям» Михаил Евраев. При этом 5 тыс., или 36%, сделок были отменены без оснований, подчеркнул он.

    Прекратить контракт можно, если контрагент не исполняет обязательства по нему. В такой ситуации исполнитель теряет не только сам договор, но и финансовое обеспечение, пояснил замруководителя ФАС. Это правильно, когда предприниматель сорвал контракт, но несправедливо, если факт недобросовестного поведения впоследствии не подтвердился, уверен Михаил Евраев.

    — Это серьезно демотивирует предпринимателей участвовать в закупках, — заявил замруководителя ФАС.

    ____________________________________________________________________________________

    СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

    Реестр недобросовестных поставщиков — черный список участников закупок, контракты с которыми расторгли в одностороннем порядке или по решению суда, а также предпринимателей, которые уклонились от заключения договоров. Сведения в реестр включаются на два года, в течение которых бизнесмены не могут работать с закупками.

    ____________________________________________________________________________________

    В некоторых случаях Гражданский кодекс допускает расторжение договора заказчиком без подтверждения неисполнения поставщиком, пояснил «Известиям» гендиректор торговой площадки РТС-тендер Владимир Лишенков. Согласно закону о госзакупках, это возможно только при одновременном наличии двух условий: такой сценарий предусмотрен договором и есть ссылка на гражданское законодательство. При этом второй стороне дается 10 дней с момента уведомления на устранение нарушений, отметил он.

    У бизнесменов нет возможности обжаловать решение заказчика во внесудебном порядке, подчеркнул Михаил Евраев. Для баланса интересов сторон он предложил наделить их этим правом. Это можно совместить с рассмотрением в ФАС вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, считает замглавы ФАС.

    В предыдущие годы процент разорванных без оснований обязательств был выше. По данным ФАС, из 8 тыс. контрактов, рассмотренных службой в 2018 году, бездоказательно было расторгнуто 44%. А в 2017-м таких договоров была вообще половина.

    В Минфине «Известиям» заявили, что количество прекращённых в одностороннем порядке контрактов (13,9 тыс.) составляет лишь 2% от общего числа расторгнутых обязательств (667 тыс.) и 0,4% от всех заключённых договоров (3,6 млн). Это низкие показатели, уверены в ведомстве. Там также добавили, что разрабатывают законопроект, который в том числе повысит прозрачность процедуры расторжения.

    Суда нет

    Разрыв контракта в одностороннем порядке нередко приводит к банкротству предприятия, ведь те затраты, которые оно производит в процессе, ему не компенсируют, заявил президент «Опоры России» Александр Калинин. Он добавил, что эту проблему надо подробно анализировать, после чего вносить изменения в законодательство: контракт подписывается двумя сторонами, поэтому все условия, а также причины расторжения должны быть в нем определены, уверен Александр Калинин.

    Глава «Опоры России» вспомнил случай, как однажды хабаровский водоканал пытался расторгнуть контракт с предпринимателем. Тот пожаловался в деловое объединение, и конфликт удалось разрешить.

    Механизм отказа должен быть четко регламентирован, согласился глава комитета по поддержке малого и среднего бизнеса ТПП РФ Игорь Скляр. Одностороннее расторжение договора создает впечатление, что в торгах победил тот подрядчик, которого организаторы не хотят видеть. Это потенциально несет коррупционные риски, отметил он.

    Тот факт, что процент подобных договоров год от года снижается, бизнес не утешает: их не должно быть в принципе, заявил Игорь Скляр. Раскритиковал эксперт и работу реестра недобросовестных поставщиков: предприятия не всегда вовремя заносятся в него, а нарушителям зачастую достаточно сменить юрлицо, чтобы снова участвовать в закупках.

    Подрядчики далеко не всегда осмеливаются обжаловать действия госорганов и муниципалитетов в суде, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Часто бизнес проявляет нерешительность в отстаивании своего, так как понимает, что может больше не получить заказов от ведомства, с которым вступил в противостояние. Целесообразно было бы создать реестр недобросовестных заказчиков и сокращать бюджеты на госзакупки тем, кто в него попал, предложил эксперт.

    Госконтракты действительно могут давать заказчикам более сильную и выгодную позицию, которая дает возможность для злоупотреблений, согласилась председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева. По ее мнению, иногда должностные лица расторгают контракты просто для перестраховки. При малейших подозрениях, что договор не будет исполнен надлежащим образом, они опасаются, что им самим могут инкриминировать преступление, отметила эксперт.

    В Минэкономразвития заявили, что целесообразно провести анализ причин несправедливого расторжения контрактов.

    ИСТОЧНИК: ИЗВЕСТИЯ



  • Аварийное состояние моста не оправдывает госзакупку у единственного поставщика


    Опубликовано: 10 мар 2020

    Контракт на ремонтные работы заключили с единственным поставщиком. Позднее постановление о вводе режима ЧС было признано незаконным и не действующим со дня его принятия.
     
    На основании этого прокурор потребовал признать недействительным контракт. Суды его поддержали. Они указали, что аварийное состояние моста не является обстоятельством непреодолимой силы. Закупку можно было провести конкурентным способом.
     
    Отметим, что практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в одном случае суд посчитал, что для заключения контракта с единственным поставщиком режим ЧС необязателен, если работы носят экстренный характер. В другом споре этого режима оказалось недостаточно. Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны быть в совокупности.
     
    Чтобы избежать споров, рекомендуем проводить закупку конкурентным способом.
     
    Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2020 по делу N А78-18155/2018
     


  • ФАС России рассказала о частых нарушениях в госзакупках


    Опубликовано: 19 сен 2018

    Контрольный орган подобрал практику, где суд поддержал его позицию. Перечислим основные выводы, которых стоит придерживаться при составлении документации, рассмотрении заявок участников и заключении контракта.

    Не требуйте сведений о товаре, которые можно получить только в результате дополнительных исследований и испытаний

    Заказчик потребовал указать не только конкретные показатели товара, но и показатели материалов и технологий, применяемых при его изготовлении, а также сведения о результатах испытаний. Это признали ограничением конкуренции, так как Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии при заполнении заявки.

    Чтобы определить, присутствуют ли в техзадании излишние требования, контрольные органы и суды анализируют ГОСТы и иную техническую документацию. Подход един: от участника нельзя требовать сведений, которые можно получить только в результате испытания.

    Однако, изучив документы, ФАС и суды могут не обнаружить подобных ограничений и признать требования заказчика правомерными.

    Перед проведением закупки рекомендуем самостоятельно проанализировать техзадания и инструкции по заполнению заявок, чтобы убедиться в отсутствии лишних требований.

    Победителя, представившего неподходящую банковскую гарантию, нужно признать уклонившимся от заключения контракта

    Победитель представил банковскую гарантию, содержащую открытый перечень условий, при которых обязательство не будет обеспечено. Заказчик признал его уклонившимся. ФАС и суд поддержали это решение, так как Законом N 44-ФЗ и документацией подобные ограничения не предусмотрены.

    Ранее Минфин уточнял: если поставщик не исполнил обязательств, заказчик бесспорно получает от банка денежные средства, так как Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа в оплате по банковской гарантии.

    Не отклоняйте заявку участника, в которой не указан товарный знак

    Заказчик отклонил такую заявку, пояснив, что она содержит отсылки к ГОСТам, которые предусматривают наличие товарного знака. ФАС и суд признали это нарушением: ГОСТ не должен применяться в обход Закона N 44-ФЗ. Участник должен указывать товарный знак только при наличии.

    Напомним общий подход контрольных органов и судов к рассмотрению первых частей заявок: если в целом понятно, что предлагаемый товар соответствует требованиям, не отклоняйте участника. Так, не стоит этого делать, если участник предложил другое наименование с теми же характеристиками, указал расширенный, но подходящий диапазон или большее количество товара. Последний случай ранее комментировала ФАС России.

    Будьте внимательны при составлении инструкции по заполнению заявок

    Заказчик допустил разночтения при составлении инструкции по заполнению заявок: было непонятно, для каких характеристик товара нужно представить согласие, а для каких – конкретные значения. Контрольный орган и суд признали это нарушением. Инструкция должна однозначно определять, как заполнять первую часть заявки.

    Источник: КонсультантПлюс

     


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ОБЗОР ПРАКТИКИ контрольных органов АВГУСТ 2018 37 939 .docx