Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Это условие должно соответствовать чч. 5, 6, 7 – 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены на основании чч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее – Правила N 1042). Ранее действовали аналогичные Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее – Правила N 1063). Причем, поскольку по основным принципам эти Правила были аналогичны действующим, на наш взгляд, вся практика, сформировавшаяся в отношении Правил N 1063, применима и к Правилам N 1042.
В п. 34 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе… (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее – Обзор) указано, что кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки, предусмотренной ст. 34 Закона N 44-ФЗ и утвержденными Правительством РФ Правилами, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Отметим, что с 1 апреля 2020 года ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность расчета пени, начисляемой контрагенту заказчика, от цены отдельного этапа исполнения контракта.
В письме Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67461 разъяснено, что в том случае если контрактом были предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то с 1 апреля 2020 года начисление пени происходит в соответствии с новой редакцией ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. При этом обязательного внесения изменений в контракт, устанавливающих новый порядок начисления пени, предусматривающий расчет указанной неустойки от цены отдельного этапа исполнения контракта, по мнению Минфина России, не требуется, поскольку сумму начисленной пени возможно указать в документах о приемке.
Однако следует помнить, что ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены постановлением Правительства РФ 04.07.2018 N 783.
Рассмотрим на примере конкретных судебных споров вопросы, связанные со списанием, взысканием неустойки по контрактам, заключенными по процедуре Закона N 44-ФЗ.
1. Списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с действующим законодательством является обязанностью заказчика (п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Учреждение предъявило иск к обществу о взыскании неустойки за просрочку поставки оборудования и за просрочку ввода оборудования в эксплуатацию.
В свою очередь общество подало встречный иск к учреждению о взыскании штрафов за просрочку подписания акта приема-передачи оборудования, за просрочку подписания акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу, а также неустойки за просрочку оплаты поставленного товара.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области, а позднее вышестоящими инстанциями, с общества в пользу учреждения взыскана неустойка за просрочку поставки оборудования, в удовлетворении остальной части требований учреждения, а также в удовлетворении встречного иска общества отказано.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации решила иначе.
Предмет контракта – поставка магнитно-резонансного оборудования с принадлежностями в соответствии со спецификацией и услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу его в эксплуатацию, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов учреждения, эксплуатирующих оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя). Контракт заключен в апреле 2020 года, срок поставки – октябрь 2020 года, фактически поставлено оборудование в феврале 2021 года, услуги по вводу в эксплуатацию в мае 2021 года.
Учреждение (заказчик) со своей стороны обязалось в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги.
Контрактом определен срок поставки оборудования – в течение 180 календарных дней после заключения контракта и срок оказания услуг по сборке, установке, монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов учреждения – 28 календарных дней после подписания сторонами акта приема-передачи оборудования.
Учреждение обратилось к обществу с требованиями об уплате неустойки (пеней, штрафа) в связи с неисполнением и просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, с которыми общество не согласилось.
Фактически оборудование поставлено с просрочкой в 124 дня, цена контракта равна стоимости поставляемого оборудования, поэтому услуги по сборке, установке, монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов учреждения не имеют стоимостного выражения.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод общества о необходимости списания неустойки согласно Правилам осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее – Правила N 783).
Суд дал оценку данному доводу применительно к подп. “б” п. 2, подп. “в” п. 3 Правил N 783, которыми урегулирован порядок списания неустойки по основанию, связанному с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта по причине распространения новой коронавирусной инфекции. При этом суд исходил из того, что общество не привело доказательств того, что исполнение контракта было затруднено ограничительными мерами и что распространение новой коронавирусной инфекции носило для общества характер обстоятельства непреодолимой силы, в связи с чем суд апелляционной инстанции решил, что предусмотренное Правилами N 783 основание для списания неустойки отсутствует.
В свою очередь суд кассационной инстанции, поддержав данную позицию, дополнительно отметил, что общество не подтвердило начисленную и неуплаченную сумму неустоек, то есть не признало ее, что противоречит требованиям п. 7 Правил N 783, в соответствии с которыми при таком поведении поставщика (подрядчика, исполнителя) принятие решения о списании неустойки не допускается.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с позицией судов.
В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Измененная редакция ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до их принятия, поскольку регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2020 и 2021 годах.
В целях реализации данных требований закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.07.2018 N 783, которым утверждены обозначенные выше правила, устанавливающие порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу приведенных законоположений Правила N 783 были актуализированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594 соответственно.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, по смыслу действующего законодательства является антикризисной мерой, которая ранее (до 01.01.2017) также применялась в правовом регулировании отношений в сфере закупок (ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 “О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)”).
Необходимо учесть следующее, списание неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с действующим законодательством является обязанностью заказчика (п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Отказывая в признании права общества на списание неустойки (пени и штрафа), которая не превышает 5% от цены контракта, исполненного в полном объеме в 2021 году, суды не применили подлежащие применению по делу положения ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ во взаимосвязи с подп. “а” п. 3, п. 11 Правил N 783.
Так согласно подп. “а” п. 3 Правил N 783 (в редакции постановления Правительства РФ от 26.04.2020 N 591) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подп. “в” этого пункта.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с п. 3 данных правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в п. 9 этих же правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 11 Правил N 783).
В связи с этим нельзя согласиться и с выводами нижестоящих судов, основанными на п. 7 Правил N 783, согласно которому в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, подп. “а” п. 3, п. 11 Правил N 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание. Решения нижестоящих судов были отменены.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 марта 2023 г. N 306-ЭС22-23625 по делу N А72-11830/2021.
2. Считать обоснованным начисление неустойки (пени) от полной цены контракта, в связи с неисполнением поставщиком обязательств по поставке в установленный срок всего товара в полном объеме, в связи с тем, что поставка товара по частям (этапам) контрактом не предусмотрена и использование товара по отдельности, исходя из целей контракта и технического задания, невозможно.
Предмет контракта – поставка оборудования для измерения, испытаний и навигации в целях развития государственной сети наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха государственной программы Российской Федерации “Охрана окружающей среды” в 2021 году в рамках Государственной программы “Охрана окружающей среды”
Стороны заключили контракт на поставку комплексов экологического мониторинга.
Общество произвело поставку товара с нарушением сроков, в связи с чем заказчиком начислена неустойка, исходя из общей стоимости оборудования, половина которой была списана с учетом Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Между тем, остальная часть неустойки удержана ответчиком в счет оплаты оборудования.
Пени должны начисляться за неисполнение обязательства по поставке в установленный срок всего товара, а не отдельно поставленных частей, а, следовательно, расчет должен производиться от полной стоимости контракта, поскольку оборудование имеет для покупателя ценность только полностью, отдельно поставленные части не могут быть использованы по отдельности, исходя из целей контракта и технического задания, в связи с чем расчет неустойки не может быть осуществлен в зависимости от исполнения этапа поставки.
Условиями контракта не предусмотрено осуществление поставки оборудования по частям, стороны согласовали поставку товара в полном объеме, а не по частям, следовательно, оснований для расчета неустойки в зависимости от суммы пропорционально исполненных обязательств не имелось.
https://gkgz.ru/neustojka-shtrafy-peni-po-kontraktam-po-zakonu-n-44-fz-obzor-pravoprimenitelnoj-praktiki-1-chast/
Источник Гражданский контроль государственных закупок:gkgz.ru.
Пени и штрафы по любым контрактам надлежит списывать при следующих условиях (п. 2 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее – Правила N 783), письмо Минфина России от 11.05.2022 N 24-06-07/42955):
– обязательства исполнены в полном объеме. Исключения составляют контракты, по которым в 2015, 2016 и 2020 гг. по соглашению сторон изменены срок исполнения контракта, и (или) его цена, и (или) цена единицы товара, работы, услуги, и (или) количество товаров, объем работ, услуг;
– в 2020 г. обязательства не исполнены в полном объеме из-за того, что в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли не зависящие от поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик) обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта;
– в 2021 и 2022 гг. обязательства не были исполнены в полном объеме из-за существенного увеличения цен на строительные ресурсы, что сделало невозможным исполнение контракта;
– обязательства не были исполнены полностью из-за возникновения при исполнении контракта независящих от сторон обстоятельств, которые повлекли невозможность его исполнения без изменения условий в связи с мобилизацией в РФ, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
В соответствии с Правилами N 783 в первую очередь создайте комиссию по поступлению и выбытию активов. Именно комиссия должна принимать решение о списании неустойки. Регламент ее работы, порядок принятия решений определите самостоятельно, обязательных требований нет (пп. 9, 10 Правил N 783).
Составьте с поставщиком акт сверки расчетов по неустойке. Если поставщик не подтверждает наличие неуплаченной неустойки, списать ее нельзя (пп. 4, 7 Правил N 783).
В течение 10 дней после сверки расчетов с поставщиком соберите комиссию по поступлению и выбытию активов и при наличии оснований примите решение о списании неустойки (п. 8 Правил N 783).
Оформите решение приказом или распоряжением. Соблюдайте требования к содержанию такого решения.
На списание неустойки пять рабочих дней после принятия решения (п. 11 Правил N 783).
В течение трех рабочих дней сообщите администратору доходов бюджета о списании неустойки, если вы сами не наделены полномочиями такого администратора (п. 12 Правил N 783).
Составьте уведомление о списании неустойки – форма уведомления утверждена, а данные для заполнения возьмите из реестра контрактов. Направьте уведомление поставщику в течение 20 дней со дня принятия решения о списании неустойки (пп. 13, 14 Правил N 783).
Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ внесены изменения в ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В частности, предусмотрена возможность удерживать неустойку, не уплаченную контрагентом, из суммы оплаты по контракту. Данное условие – право заказчика (п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ внесены изменения в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Так если в контракте предусмотрены этапы его исполнения и поставщик нарушил сроки исполнения обязательств по контракту, пени рассчитываются исходя из цены этапа, уменьшенной на сумму, пропорциональную исполненным по этому этапу обязательствам.
Общая сумма штрафов для заказчика и (или) поставщика не может превышать цену контракта (пп. 11, 12 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042)
Если законодательством установлен иной порядок начисления штрафа, то он подлежит включению в контракт (п. 13 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Рассмотрим на примере конкретных судебных споров применение Правил N 783.
1. Если в целях надлежащего исполнения контракта, исполнителю уже изменен по соглашению сторон срок исполнения контракта, цена контракта, объем работ, услуг, предусмотренный контрактом, то есть уже предоставлена поддержка в таком виде, то неустойка, начисленная в связи с ненадлежащим исполнением контракта, не подлежит списанию. Однако следует учитывать, кто являлся инициатором дополнительного соглашения, в связи с чем были увеличены сроки контракта, была ли вина подрядчика.
В марте 2021 года между заказчиком и подрядчиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ, по условиям которого подрядчик обязался собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству.
Работы выполняются в сроки, установленные Графиком выполнения работы. Работа должна быть закончена не позднее сентября 2021 года включительно.
До октября 2021 года стороны неоднократно меняли проектно-сметную документацию, а также увеличили цену контракта.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ).
По условиям контракта работы должны быть выполнены в срок не позднее сентября 2021 года включительно, согласно последним актам о приемке выполненных работ работы приняты заказчиком в ноябре 2021 года.
Заказчик за нарушение срока исполнения обязательств по контракту предъявил требование о взыскании пени, начисленная неустойка не превышает 5% от цены контракта.
При этом в соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, начисленные поставщику, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила N 783).
Указанные Правила в п. 1 устанавливают порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно подп. “а” п. 3 Правил N 783 списание неустойки осуществляется заказчиком в случае, если сумма начисленных пеней не превышает 5% цены контракта.
Акты о приемке выполненных работ подтверждают факт выполнения работ по контракту в полном объеме.
Действительно, в силу п. 2 Правил N 783 списание пени не осуществляется по контрактам, по которым в 2015, 2016, 2020 годах по соглашению сторон изменены условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
Из толкования вышеприведенных норм следует, что они направлены на поддержку исполнителей по государственным и муниципальным контрактам.
Соответственно, если в целях надлежащего исполнения контракта, исполнителю уже изменен по соглашению сторон срок исполнения контракта, цена контракта, объем работ, услуг, предусмотренный контрактом, то есть уже предоставлена поддержка в таком виде, то неустойка, начисленная в связи с ненадлежащим исполнением контракта, не подлежит списанию.
В данном спорном случае произведено увеличение цены контракта в связи с внесением изменений в проектно – сметную документацию. Выполнение работ без изменения проектно-сметной документации повлекло бы некачественное выполнение работ и незавершенность работ, предусмотренных контрактом, то есть не по вине подрядчика. Таким образом, у заказчика имелись все основания для списания спорной сумы неустойки.
Иное толкование подп. “а” п. 2 Правил N 783 влечет нарушение целей, преследуемых при принятии указанных Правил, по финансовой поддержке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку в противном случае, ответчик, соглашаясь внести изменение в смету в связи с необходимостью выполнения дополнительного объема работ, ставится в неравное положение с теми подрядчиками, которым выполнение дополнительных работ не поручалось.
Суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 направленно на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах путем финансовой поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек является одной из мер поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Аналогичный подход изложен в постановлении Арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 15.10.2021 по делу N А46-2539/2021, постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу N А09-3607/21, постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу N А45-2025/21, постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А45-31915/21, постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А03-4434/21.
2. Списание уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с ч 6.1 ст 34 Закона N 44-ФЗ является именно обязанностью заказчика. Факт непризнания подрядчиком суммы неустойки не может являться препятствием для ее списания.
Между сторонами был заключен контракт, в соответствии с которым поставщик принял на себя обязательства поставить заказчику в обусловленный контрактом срок товар, а заказчик принял на себя обязательства осуществить приемку и оплату поставленного товара в соответствии с условиями контракта.
Сроки поставки товара (включая проведение пусконаладочных работ и обучения персонала): не позднее августа 2021 г. В полном объеме обязательства по контракту поставщиком исполнены в декабре 2021, просрочка составила 120 дней, что послужило основанием для начисления неустойки в размере не превышающим 5%.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ст. 309 – 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по своевременной поставке товара, суд первой инстанции удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в заявленном размере.
Общество настаивало, что начисленные пени (неустойки) подлежат списанию в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 “О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом”.
Заказчик полагал, что факт того, что общество не подтвердило наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), что означает невозможность списания неустойки.
Так п. 7 Правил N 783 установлено, что в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Апелляционный суд и вышестоящие инстанции решили иначе.
Согласно ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В соответствии с подп. “а” п. 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с подп. “а” п. 5 Правил N 783 основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) в случае, предусмотренном подп. “а” п. 3 Правил N 783, является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Исполнение контракта в полном объеме подтверждено ответчиком (предоставлены товарные накладные, акты сдачи-приемки, акты проведения пуско-наладочных работ оборудования и обучения персонала), данный факт заказчиком не оспаривается.
Тем самым, сумма, взыскиваемой заказчиком неустойки не превышает 5% и должна быть списана истцом в силу постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783.
Довод Заказчика о том, что в соответствии с п. 5 приказа Минфина России от 12.04.2016 N 44н принятие решения о списании неустойки не допускается, если поставщик не подтвердил наличие задолженности, не основаны на нормах права.
В соответствии с п. 4 Правил N 783 и п. 3 приказа Минфина от 12.04.2016 N 44н, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.
По смыслу названных Правил и п. 3 приказа Минфина от 12.04.2016 N 44н списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Наличие данного факта не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки (штрафа), так как списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
Подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, судебные расходы истца по оплате государственной пошлина по иску и судебные расходы ответчика по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии с чч. 1 и 5 ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Данный правовой подход изложен и в п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.08.2017 г. N 303-ЭС17-1652, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 г. N 305-ЭС17-624.
Подробности: https://gkgz.ru/neustojka-shtrafy-peni-po-kontraktam-po-zakonu-n-44-fz-obzor-pravoprimenitelnoj-praktiki-2-chast/
Источник Гражданский контроль государственных закупок:gkgz.ru.