Что делать законопослушному поставщику, если он в силу внешних и независящих от него обстоятельств не может выполнить условия контракта? Как доказать свою невиновность и избежать включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков? Эксперты подготовили рекомендации поставщикам с учетом последней правоприменительной и судебной практики.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП, Реестр) представляет собой особую меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках госконтракта (договора) обязательств (ст. 104 Закона № 44-ФЗ, ст. 5 Закона № 223-ФЗ).
Оказаться в Реестре крайне нежелательно для любого поставщика, подрядчика или исполнителя, победившего в закупочной процедуре.
Последствия включения в РНП
Нахождение в Реестре отрицательно сказывается на деловой репутации лица и приводит к ограничениям его прав на участие в будущих торгах:
- само лицо, а также лица, указанные в п. 2, 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, не могут два года принимать участие в госзакупках, в которых установлен запрет на участие внесенных в Реестр компаний (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- не может участвовать в корпоративных закупках в течение двух лет (ч. 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).
Однако даже самый добросовестный хозсубъект не застрахован от ситуации, в которой на момент заключения контракта он имел возможность исполнить свои обязательства, а уже после подписания из-за форс-мажора их выполнить был не в состоянии.
Рекомендации поставщикам
Согласовать изменение существенных условий контракта
Если поставщик не исполнил или ненадлежаще исполнил свои обязательства, заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Тем, кто по независящим от них обстоятельствам не в состоянии надлежащим образом исполнить обязательства, рекомендуем постараться согласовать с заказчиком возможность изменения существенных условий и не допустить расторжения контракта.
Согласно ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий должно происходить с учетом общих положений, регламентирующих процедуру изменения условий контрактов. Вместе с тем в 2022 г. закон был дополнен ч. 65.1 ст. 112: по соглашению сторон допускается изменение существенных условий договора, заключенного до 1 января 2024 г., если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения (Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ). При этом такие изменения должны быть внесены с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
Кроме того, в 2023 г. действуют специальные нормы ст. 112 Закона № 44-ФЗ для изменения существенных условий контракта:
- с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны (ч. 65.3);
- на поставку лекарств, медизделий и расходных материалов (согласно ч. 65.2 можно увеличивать или уменьшать количество таких товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта).
По Закону № 223-ФЗ процесс изменения существенных условий значительно проще. Согласно ч. 1 и 2 ст. 2 порядок исполнения регулируется положением о закупке, а также ГК РФ, устанавливающим основания и порядок изменения и расторжения договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение контракта возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим кодексом, другими законами или договором. При этом п. 1 и 2 ст. 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено им или не вытекает из его существа. Таким образом, заключенный в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ контракт может быть изменен по соглашению сторон, в том числе в связи с существенным изменением обстоятельств согласно нормам гл. 29 ГК РФ, если иное не предусмотрено положением о закупке и самим контрактом.
Доказать факт наступления форс-мажора
Согласовать изменение существенных условий с заказчиком не всегда удается, и он все же может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В такой ситуации поставщик не включается в Реестр автоматически. Сначала заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы), обращение о включении информации о подрядчике в РНП. А затем регулятор проверяет приведенные в обращении факты, свидетельствующие об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий.
Основанием для включения сведений в Реестр является только такое уклонение от исполнения условий договора, которое предполагает недобросовестное поведение, совершение умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона, в том числе нарушающее права заказчика по условиям и срокам исполнения. Если установлено, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о поставщике в РНП не включается.
Интерес к вопросу о внесении сведений об участнике закупки в РНП в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы в последние годы сильно возрос. Это произошло сначала из-за пандемии COVID-19, а затем в связи с недружественными действиями других стран, международных организаций, из-за сложившейся экономической ситуации в России. Все эти обстоятельства значительно усложнили исполнение подрядчиками обязательств по контрактам.
Обратите внимание
Письмом от 18.03.2020 № ИА/21684/20 ФАС России отнесла COVID-19 к обстоятельствам непреодолимой силы, и территориальные органы должны учитывать ее позицию, в том числе при рассмотрении обращений о включении в РНП.
Орган контроля отказывает во включении в Реестр информации о поставщике, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера (п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика (аналогичное положение закреплено в п. 9.1 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“»).
Так, по общему подходу, если невозможность исполнить контракт возникла по независящим от лица причинам, антимонопольный орган отказывает во включении информации в Реестр. Однако на практике факты наступления форс-мажора и его влияния на возможность исполнить обязательства не презюмируются, их надо доказать.
Факты наступления форс-мажора и его влияния на исполнение обязательства не презюмируются, их надо доказать
Поставщику, чтобы обеспечить себе защиту прав и законных интересов, целесообразно принять участие в заседании комиссии антимонопольного органа и представить все документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы. Это могут быть любые документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между обстоятельствами, ставшими причиной неисполнения контракта, и самой невозможностью надлежаще его исполнить.По сложившейся практике если ФАС России на основании представленных доказательств придет к выводу, что хозсубъект принял все меры для надлежащего исполнения условий договора, однако оно стало невозможным ввиду наступившего форс-мажора, то информация в Реестр не включается.
Пример 1
ФАС России рассмотрела обращение о включении информации о лице в РНП при проведении электронного аукциона на право заключения госконтракта на поставку цифровой радиостанции.
Было установлено, что не осуществлена поставка товара в срок, предусмотренный контрактом.
Поставщик на заседании пояснил, что заключил договор о единоличном дистрибьюторстве с производителем на поставку оборудования на территории России. И что во исполнение обязательств по контракту направил производителю заявку на поставку оборудования.
При этом он представил письмо от производителя в ответ на заявку. В этом письме производитель сообщил, что не может поставить оборудование, в том числе комплектующие, по причине введенных санкционных ограничений. Кроме того, было представлено письмо, направленное заказчику, в котором поставщик сообщал о невозможности поставить товар ввиду мер ограничительного характера и предлагал внести изменения в техзадание по соглашению сторон для поставки иной продукции либо направить образцы товара с улучшенными характеристиками.
Изучив доказательства, антимонопольная служба пришла к выводу, что обязательства по контракту не были исполнены вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и решила информацию о лице в Реестр не включать (Решение ФАС России от 31.10.2022 по делу № 22/44/104/403).
Пример 2
Регулятору поступило обращение о включении информации о лице в Реестр при проведении электронного аукциона на право заключения госконтракта на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники. Антимонопольный орган пришел к иным выводам, чем в примере 1, и включил сведения о поставщике в РНП. Свою позицию он аргументировал так: лицо не представило доказательств, свидетельствующих, что ненадлежащее исполнение контракта обусловлено санкциями и ограничительными мерами, введенными в отношении РФ, ее граждан и организаций (Решение ФАС России от 08.11.2022 по делу № 22/44/104/416).
Хранить и фиксировать претензионную переписку с заказчиком
Антимонопольный орган, решая вопрос о внесении сведений в РНП, учитывает поведение подрядчика, характер его действий: было его поведение добросовестным или нет, были ли представлены фактические доказательства, подтверждающие позицию подрядчика.
Аналогичных подходов придерживаются и суды (см. табл.).
Далее>> по ссылке https://gkgz.ru/kak-dobrosovestnomu-postavshhiku-izbezhat-popadaniya-v-rnp/
Источник: Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.