ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИИ
ПРАВОВАЯ БАЗА
ПРАКТИКА
NEWS ПРАКТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ суббота, 29 января 2022 г. Saturday, January 29, 2022 9:55:29 AM


  • КСП Челябинской области подготовлена Обобщенная информация о результатах осуществления Контрольно-счетной палатой Челябинской о...


    Опубликовано: 11 ноя 2021

    К наиболее типичным нарушениям, выявленным Контрольно-счетной палатой за 9 месяцев 2021 года, можно отнести нарушения при исполнении контрактов требований статей 22, 34, 94, 95, 101, 103 Закона о контрактной системе, статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

    Предложения, направленные КСП объектам аудита:

    - усилить контроль за осуществлением закупок, в том числе за приемкой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

    - оформлять результаты экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, проведенной силами Заказчика;

    - обеспечить соблюдение принципа профессионализма заказчика, установленного статьей 9 Закона № 44-ФЗ, а именно: принять меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.

    ИСТОЧНИК: КСП Челябинской области http://ksp74.ru/files/auditors_reports/2021/Sum_of_info_for_9m2021.pdf



  • ТИПОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФАС РОССИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСЗАКАЗЕ


    Опубликовано: 3 ноя 2021

    Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен, чтобы предприниматели и заказчики работали в среде добросовестной конкуренции с изначально понятными и разумными правилами», - отметил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев

     

    В контрольной практике ФАС России часто встречаются нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки и снижению конкуренции на торгах. Так, согласно ежегодному Докладу о состоянии конкуренции в России, в числе основных нарушений законодательства о контрактной системе (44-ФЗ):

    - нарушения в части размещения информации в ЕИС;

    - нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

    - нарушение порядка отбора участников закупок;

    - нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов;

    - нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

     

    Сегодня в целях совершенствования законодательства о контрактной системе Минфин, ФАС и Казначейство России совместно подготовили «оптимизационный» пакет поправок. Как уточнил начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов, ожидается, что многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах.

     

    В частности, документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

    В целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.

     

    Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

     

    В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной (максимальной) цены для всех закупок свыше 20 млн руб.

     

    Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

     

    Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.

     

    В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.

     

    Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС. Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.

     

    В настоящий момент «оптимизационный» пакет поправок находится на завершающихся согласительных процедурах в Правительстве РФ.

     
    ИСТОЧНИК: ФАС России  https://fas.gov.ru/news/30482


  • ФАС РОССИИ КОНТРОЛЬ ГОСЗАКУПОК


    Опубликовано: 27 авг 2021

    ФАС РОССИИ - КОНТРОЛЬ ГОСЗАКУПОК

    Деятельность ФАС России, направленная на устранение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления.

     



  • Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством во 2 полугодии 2020 года (Федеральное казначейство, июнь 2...


    Опубликовано: 26 авг 2021

    В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во 2 полугодии 2020 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС), в том числе ГРБС как ПБС.


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2020 года (Федеральное казначейство, июнь 2021 г.) Обзор 441 686 .rtf
    просмотреть Обзор за 1 полугодие 2020 года Obzor-GRBS-za-1-polugodie-2020-goda 6 557 607 .pdf

  • Генеральной прокуратурой приняты дополнительные меры по организации прокурорского надзора и обеспечению законности в сфере заку...

    14 января 2021 года издан приказ № 6 "Об организации прокурорского надзора в сфере закупок"
    Опубликовано: 2 фев 2021

    Органами прокуратуры при участии правоохранительных и иных уполномоченных органов реализуются на системной основе надзорные мероприятия по противодействию правонарушениям и защите прав граждан в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.


    Мерами прокурорского реагирования с использованием полномочий по обращению в суд, возбуждению административных дел и направлению материалов в органы предварительного расследования в прошедшем году вскрыто и пресечено более 150 тыс. нарушений, связанных с посягательствами на бюджетные средства, неправомерными действиями при заключении контрактов, их исполнении и приемке выполненных работ, в том числе связанные с коррупционными проявлениями.

    В результате прокурорского вмешательства к различным видам ответственности в прошедшем году привлечено свыше 40 тыс. виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено более 700 уголовных дел, судами рассмотрено и удовлетворено 1,2 тыс. исков и заявлений, принесено около 13 тыс. протестов на незаконные правовые акты.

    В целях совершенствования деятельности прокуроров на данном направлении Генеральным прокурором Игорем Красновым 14 января 2021 года издан приказ № 6 «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок».

    Приоритетными определены вопросы законности и обоснованности закупок, их открытости, целевого расходования бюджетных средств, противодействия коррупции, соблюдения конкурентных механизмов и порядка ценообразования, исполнения контрактных обязательств.

    Реализация приказа обеспечит формирование единообразной правоприменительной практики, а также применение всего комплекса прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок.
     
    Источник: Навигатор контрактной системы
     


  • В 2019 году 14 тыс. договоров по закупкам у бизнеса для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) были прекращены в одностор...


    Опубликовано: 10 мар 2020

    В 2019 году 14 тыс. договоров по закупкам у бизнеса для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) были прекращены в одностороннем порядке.

    Почти 40% из них — безосновательно. Об этом «Известиям» рассказал замглавы ФАС Михаил Евраев, заявив, что такая статистика демотивирует предпринимателей участвовать в тендерах. Представители бизнеса жалуются, что более сильная позиция госорганов в контрактах приводит к банкротствам, а независимые эксперты предложили создать реестр недобросовестных госзаказчиков.

    Несправедливо

    ФАС рассмотрела почти 13,9 тыс. случаев одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчиков в рамках 44-ФЗ в 2019 году, рассказал «Известиям» Михаил Евраев. При этом 5 тыс., или 36%, сделок были отменены без оснований, подчеркнул он.

    Прекратить контракт можно, если контрагент не исполняет обязательства по нему. В такой ситуации исполнитель теряет не только сам договор, но и финансовое обеспечение, пояснил замруководителя ФАС. Это правильно, когда предприниматель сорвал контракт, но несправедливо, если факт недобросовестного поведения впоследствии не подтвердился, уверен Михаил Евраев.

    — Это серьезно демотивирует предпринимателей участвовать в закупках, — заявил замруководителя ФАС.

    ____________________________________________________________________________________

    СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

    Реестр недобросовестных поставщиков — черный список участников закупок, контракты с которыми расторгли в одностороннем порядке или по решению суда, а также предпринимателей, которые уклонились от заключения договоров. Сведения в реестр включаются на два года, в течение которых бизнесмены не могут работать с закупками.

    ____________________________________________________________________________________

    В некоторых случаях Гражданский кодекс допускает расторжение договора заказчиком без подтверждения неисполнения поставщиком, пояснил «Известиям» гендиректор торговой площадки РТС-тендер Владимир Лишенков. Согласно закону о госзакупках, это возможно только при одновременном наличии двух условий: такой сценарий предусмотрен договором и есть ссылка на гражданское законодательство. При этом второй стороне дается 10 дней с момента уведомления на устранение нарушений, отметил он.

    У бизнесменов нет возможности обжаловать решение заказчика во внесудебном порядке, подчеркнул Михаил Евраев. Для баланса интересов сторон он предложил наделить их этим правом. Это можно совместить с рассмотрением в ФАС вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, считает замглавы ФАС.

    В предыдущие годы процент разорванных без оснований обязательств был выше. По данным ФАС, из 8 тыс. контрактов, рассмотренных службой в 2018 году, бездоказательно было расторгнуто 44%. А в 2017-м таких договоров была вообще половина.

    В Минфине «Известиям» заявили, что количество прекращённых в одностороннем порядке контрактов (13,9 тыс.) составляет лишь 2% от общего числа расторгнутых обязательств (667 тыс.) и 0,4% от всех заключённых договоров (3,6 млн). Это низкие показатели, уверены в ведомстве. Там также добавили, что разрабатывают законопроект, который в том числе повысит прозрачность процедуры расторжения.

    Суда нет

    Разрыв контракта в одностороннем порядке нередко приводит к банкротству предприятия, ведь те затраты, которые оно производит в процессе, ему не компенсируют, заявил президент «Опоры России» Александр Калинин. Он добавил, что эту проблему надо подробно анализировать, после чего вносить изменения в законодательство: контракт подписывается двумя сторонами, поэтому все условия, а также причины расторжения должны быть в нем определены, уверен Александр Калинин.

    Глава «Опоры России» вспомнил случай, как однажды хабаровский водоканал пытался расторгнуть контракт с предпринимателем. Тот пожаловался в деловое объединение, и конфликт удалось разрешить.

    Механизм отказа должен быть четко регламентирован, согласился глава комитета по поддержке малого и среднего бизнеса ТПП РФ Игорь Скляр. Одностороннее расторжение договора создает впечатление, что в торгах победил тот подрядчик, которого организаторы не хотят видеть. Это потенциально несет коррупционные риски, отметил он.

    Тот факт, что процент подобных договоров год от года снижается, бизнес не утешает: их не должно быть в принципе, заявил Игорь Скляр. Раскритиковал эксперт и работу реестра недобросовестных поставщиков: предприятия не всегда вовремя заносятся в него, а нарушителям зачастую достаточно сменить юрлицо, чтобы снова участвовать в закупках.

    Подрядчики далеко не всегда осмеливаются обжаловать действия госорганов и муниципалитетов в суде, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Часто бизнес проявляет нерешительность в отстаивании своего, так как понимает, что может больше не получить заказов от ведомства, с которым вступил в противостояние. Целесообразно было бы создать реестр недобросовестных заказчиков и сокращать бюджеты на госзакупки тем, кто в него попал, предложил эксперт.

    Госконтракты действительно могут давать заказчикам более сильную и выгодную позицию, которая дает возможность для злоупотреблений, согласилась председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева. По ее мнению, иногда должностные лица расторгают контракты просто для перестраховки. При малейших подозрениях, что договор не будет исполнен надлежащим образом, они опасаются, что им самим могут инкриминировать преступление, отметила эксперт.

    В Минэкономразвития заявили, что целесообразно провести анализ причин несправедливого расторжения контрактов.

    ИСТОЧНИК: ИЗВЕСТИЯ



  • Аварийное состояние моста не оправдывает госзакупку у единственного поставщика


    Опубликовано: 10 мар 2020

    Контракт на ремонтные работы заключили с единственным поставщиком. Позднее постановление о вводе режима ЧС было признано незаконным и не действующим со дня его принятия.
     
    На основании этого прокурор потребовал признать недействительным контракт. Суды его поддержали. Они указали, что аварийное состояние моста не является обстоятельством непреодолимой силы. Закупку можно было провести конкурентным способом.
     
    Отметим, что практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в одном случае суд посчитал, что для заключения контракта с единственным поставщиком режим ЧС необязателен, если работы носят экстренный характер. В другом споре этого режима оказалось недостаточно. Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны быть в совокупности.
     
    Чтобы избежать споров, рекомендуем проводить закупку конкурентным способом.
     
    Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2020 по делу N А78-18155/2018
     


  • ФАС России рассказала о частых нарушениях в госзакупках


    Опубликовано: 19 сен 2018

    Контрольный орган подобрал практику, где суд поддержал его позицию. Перечислим основные выводы, которых стоит придерживаться при составлении документации, рассмотрении заявок участников и заключении контракта.

    Не требуйте сведений о товаре, которые можно получить только в результате дополнительных исследований и испытаний

    Заказчик потребовал указать не только конкретные показатели товара, но и показатели материалов и технологий, применяемых при его изготовлении, а также сведения о результатах испытаний. Это признали ограничением конкуренции, так как Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии при заполнении заявки.

    Чтобы определить, присутствуют ли в техзадании излишние требования, контрольные органы и суды анализируют ГОСТы и иную техническую документацию. Подход един: от участника нельзя требовать сведений, которые можно получить только в результате испытания.

    Однако, изучив документы, ФАС и суды могут не обнаружить подобных ограничений и признать требования заказчика правомерными.

    Перед проведением закупки рекомендуем самостоятельно проанализировать техзадания и инструкции по заполнению заявок, чтобы убедиться в отсутствии лишних требований.

    Победителя, представившего неподходящую банковскую гарантию, нужно признать уклонившимся от заключения контракта

    Победитель представил банковскую гарантию, содержащую открытый перечень условий, при которых обязательство не будет обеспечено. Заказчик признал его уклонившимся. ФАС и суд поддержали это решение, так как Законом N 44-ФЗ и документацией подобные ограничения не предусмотрены.

    Ранее Минфин уточнял: если поставщик не исполнил обязательств, заказчик бесспорно получает от банка денежные средства, так как Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа в оплате по банковской гарантии.

    Не отклоняйте заявку участника, в которой не указан товарный знак

    Заказчик отклонил такую заявку, пояснив, что она содержит отсылки к ГОСТам, которые предусматривают наличие товарного знака. ФАС и суд признали это нарушением: ГОСТ не должен применяться в обход Закона N 44-ФЗ. Участник должен указывать товарный знак только при наличии.

    Напомним общий подход контрольных органов и судов к рассмотрению первых частей заявок: если в целом понятно, что предлагаемый товар соответствует требованиям, не отклоняйте участника. Так, не стоит этого делать, если участник предложил другое наименование с теми же характеристиками, указал расширенный, но подходящий диапазон или большее количество товара. Последний случай ранее комментировала ФАС России.

    Будьте внимательны при составлении инструкции по заполнению заявок

    Заказчик допустил разночтения при составлении инструкции по заполнению заявок: было непонятно, для каких характеристик товара нужно представить согласие, а для каких – конкретные значения. Контрольный орган и суд признали это нарушением. Инструкция должна однозначно определять, как заполнять первую часть заявки.

    Источник: КонсультантПлюс

     


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ОБЗОР ПРАКТИКИ контрольных органов АВГУСТ 2018 37 939 .docx