ГЛАВНАЯ НОВОСТИ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИИ
ПРАВОВАЯ БАЗА
ПРАКТИКА
NEWS ПРАКТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ суббота, 19 октября 2019 г. Saturday, October 19, 2019 7:36:25 AM


  • Практика ФАС по новой редакции Закона № 44-ФЗ: обзор типовых ошибок заказчиков (23.09.2019)


    Опубликовано: 24 сен 2019

    1. В случае проведения электронного аукциона с проектной документацией с установлением дополнительных требований заказчик не вправе устанавливать в документации условие о том, что документы, подтверждающие опыт участника закупки в рамках постановления № 99, должны быть во второй части заявки. (ч. 8.2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ)

    Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона предоставляются оператором электронной площадки и не могут быть истребованы в составе второй части заявки. (решение Ростовского УФАС от 5 сентября 2019 г.).

    2. Отсутствие в документации о закупке указания на возможность освобождения поставщика МСП или социально ориентированной некоммерческой организации от предоставления обеспечения контракта при проведении закупок только среди таких лиц является нарушением ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ

    В силу п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

    Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. (решение Свердловского УФАС от 16 сентября 2019 г.).

    3. Указание в документации о закупке среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций положения о том, что размер обеспечения контракта определяется в процентном соотношении к НМЦК, а не к цене, по которой заключается контракт, является нарушением ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ

    В силу ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта. (решение Санкт-Петербургского УФАС от 28 августа 2019 г).

    4. Отсутствие в документации условия о запрете авансирования в случае применения к участнику закупки антидемпинговых мер является нарушением ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ

    Согласно части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается. (решение Псковского УФАС от 17 сентября 2019 г.).

    5. В рамках определения заказчиком условия об изменении строительного контракта, предусмотренного п. 9. ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не допускается его определение следующим образом: «если, по мнению сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия», поскольку такая формулировка предполагает возможность изменения срока исполнения контракта более чем на срок исполнения контракта, предусмотренный при его заключении, а также не предусматривает однократности изменения срока исполнения контракта, что не соответствует п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (решение Ивановского УФАС от 12 сентября 2019 г.)

    Читать первоисточник: Гражданский контроль государственных закупок (20.09.2019)



  • Обзор практики использования КТРУ: за что наказывают УФАСы


    Опубликовано: 13 ноя 2018

    При планировании и проведении закупок заказчик обязан использовать каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) ЕИС. КТРУ постоянно пополняют новыми позициями, которые становятся обязательными с указанной в карточке даты. Расскажем, какие ошибки выявляют контрольные органы в применении КТРУ.

     

    Неверно выбран код позиции КТРУ

     

    Такая ошибка влечет за собой неправильное наименование объекта закупки и часто указание излишних характеристик. Все это расценивается как проведение закупки без учета КТРУ и нарушение Закона N 44-ФЗ (Решения Новгородского УФАС от 17.10.2018, от 21.05.2018).

     

    Не обоснованы дополнительные характеристики товара

    При составлении планов закупок, планов-графиков и документации о закупке заказчик обязан использовать характеристики соответствующей позиции КТРУ. Можно указать и дополнительные характеристики, однако такую необходимость нужно обосновать. Отсутствие обоснования считается нарушением (Решение Омского УФАС от 17.10.2018, Решение Астраханского УФАС от 21.06.2018).

    Неубедительно обоснована необходимость в дополнительных характеристиках

    Практика контрольных органов показывает, что обоснование необходимости дополнительных показателей должно быть максимально полным и аргументированным.

    Краснодарский УФАС не засчитал за исполнение обязанности ссылку на право заказчика указать дополнительные характеристики.

    В другой ситуации заказчик обосновал потребность в дополнительных показателях безопасностью пациентов и удобством медперсонала (снижается риск осложнений при выполнении процедур). Однако и это не устроило контрольный орган. Челябинский УФАС не увидел, в чем преимущество товаров с установленными характеристиками и за счет чего достигается безопасность пациентов.

    Проблем не возникло, когда заказчик по каждой дополнительной характеристике обосновал ее функциональную необходимость. В этом случае Челябинский УФАС признал использование дополнительных параметров правомерным. В подобном деле к аналогичному мнению пришел Ульяновский УФАС.

      Источник: Консультант Плюс https://www.consultant.ru

     


  • ФАС России рассказала о частых нарушениях в госзакупках


    Опубликовано: 19 сен 2018

    Контрольный орган подобрал практику, где суд поддержал его позицию. Перечислим основные выводы, которых стоит придерживаться при составлении документации, рассмотрении заявок участников и заключении контракта.

    Не требуйте сведений о товаре, которые можно получить только в результате дополнительных исследований и испытаний

    Заказчик потребовал указать не только конкретные показатели товара, но и показатели материалов и технологий, применяемых при его изготовлении, а также сведения о результатах испытаний. Это признали ограничением конкуренции, так как Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии при заполнении заявки.

    Чтобы определить, присутствуют ли в техзадании излишние требования, контрольные органы и суды анализируют ГОСТы и иную техническую документацию. Подход един: от участника нельзя требовать сведений, которые можно получить только в результате испытания.

    Однако, изучив документы, ФАС и суды могут не обнаружить подобных ограничений и признать требования заказчика правомерными.

    Перед проведением закупки рекомендуем самостоятельно проанализировать техзадания и инструкции по заполнению заявок, чтобы убедиться в отсутствии лишних требований.

    Победителя, представившего неподходящую банковскую гарантию, нужно признать уклонившимся от заключения контракта

    Победитель представил банковскую гарантию, содержащую открытый перечень условий, при которых обязательство не будет обеспечено. Заказчик признал его уклонившимся. ФАС и суд поддержали это решение, так как Законом N 44-ФЗ и документацией подобные ограничения не предусмотрены.

    Ранее Минфин уточнял: если поставщик не исполнил обязательств, заказчик бесспорно получает от банка денежные средства, так как Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа в оплате по банковской гарантии.

    Не отклоняйте заявку участника, в которой не указан товарный знак

    Заказчик отклонил такую заявку, пояснив, что она содержит отсылки к ГОСТам, которые предусматривают наличие товарного знака. ФАС и суд признали это нарушением: ГОСТ не должен применяться в обход Закона N 44-ФЗ. Участник должен указывать товарный знак только при наличии.

    Напомним общий подход контрольных органов и судов к рассмотрению первых частей заявок: если в целом понятно, что предлагаемый товар соответствует требованиям, не отклоняйте участника. Так, не стоит этого делать, если участник предложил другое наименование с теми же характеристиками, указал расширенный, но подходящий диапазон или большее количество товара. Последний случай ранее комментировала ФАС России.

    Будьте внимательны при составлении инструкции по заполнению заявок

    Заказчик допустил разночтения при составлении инструкции по заполнению заявок: было непонятно, для каких характеристик товара нужно представить согласие, а для каких – конкретные значения. Контрольный орган и суд признали это нарушением. Инструкция должна однозначно определять, как заполнять первую часть заявки.

    Источник: КонсультантПлюс

     


     НазваниеОписаниеРазмерРасширение
    просмотреть ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ОБЗОР ПРАКТИКИ контрольных органов АВГУСТ 2018 37 939 .docx